Школьные оценки лучше отменить? «За» и «против»

«Садись, Вася, два!» - эта классическая учительская фраза не по душе каждому. Некоторые учёные полагают: чтобы хорошо научить, оценки ставить нельзя. К тому же оценки - частая причина конфликтов и обид. А лучше ли будет без них?

«За»

Константин Зискин, директор Института «Высшая школа образования» Московского педагогического госуниверситета:

- Система оценок в школе убивает инициативу и желание учиться. Кажется, что если ребёнок сделал плохо, то ему надо на это указать (поставить двойку, отругать), и он будет делать хорошо. Но так не происходит. Иначе бы все двоечники и хулиганы после первого наказания превращались в примерных отличников. Чтобы научить, ругать нельзя. Надо поощрять за успех и акцент делать только на нём. Есть такое правило «зелёной ручки»: учитель зелёным цветом подчёркивает, что ребёнок сделал правильно. Вместо того чтобы поправлять красным неправильное. Ребёнок видит, что получилось, и повторяет то же самое. И обучается в 10 раз быстрее! С пятёрками тоже не всё просто. Дети по природе любопытны и хотят узнавать новое. Но, когда им ставят за это оценки, они начинают учиться только ради них (срабатывает замена внутренней мотивации, внешней и другие доказанные закономерности). Оценки - самая конфликтная сфера в школе. Их ставит тот, кто учит. А если учит не очень, почему тройка - только ученику? Как лучше оценивать? Возможно, лучше раз в два месяца проводить итоговую работу (или беседу) и по результатам давать содержательную оценку: чему научился, а чему нет. 

«Против»

Александр Шевкин,  учитель математики московской школы № 2007, заслуженный учитель РФ, соавтор семи учебников математики:

- Ни научно, ни практически не доказано, что отмена оценок положительно скажется на образовательном процессе. В попытке отменить школьные отметки я вижу стремление забрать учебный процесс из-под управления профессионального наставника. Учитель превращается в консультанта и помощника для детей в их общении с «электронным учителем», который и будет ставить свои баллы. При этом уйдут личностное общение преподавателя и учащегося, возможность учитывать индивидуальные особенности. Мы уже получили катастрофические последствия внедрения ЕГЭ без научного и практического обоснования. А может быть, истинная причина отмены оценок имеет иное и даже более простое объяснение: уровень школьного образования, по крайней мере в области математики, стремительно падает - многие вузы вынуждены доучивать поступивших в них выпуск­ников школ. Увеличивается количество плохих и удовлетворительных оценок. Это чревато оргвыводами по отношению к «реформаторам» образования в России.  

 Источник: http://www.aif.ru

Возврат к советской системе образования. За и против

 Позиция «За» ​

 Александр Шевкин, заслуженный учитель РФ, лауреат премии и грантов Москвы в области образования, соавтор 7 учебников по математике:

 — Со школой мне повезло. С 1958 г. я учился в Нелидовской средней школе-интернате. И это самое светлое воспоминание моего детства. Старая школа учила думать, анализировать, учила ответственности перед собой и страной... А потом была поставлена задача избавиться от социалистического наследия в образовании. Внешними управляющими стране было навязано колониальное образование, при котором нам уже не требовались мировоззрение, знания и умения, достаточно деятельности и «компетенций». Учителя теперь не учат, а оказывают образовательные услуги. Старое поколение, которое могло бы удержать школу от обвала, уходит. Ох и настрадается Россия без настоящего образования и без науки, обеспеченной финансированием! Но это уже вам страдать, молодым. Болит душа за будущее моих внуков...

  Позиция «Против»

 Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики»:

 

— Фундаментальность, которая отличала советскую школу при очень сильном идеологическом давлении, означала ориентацию на глубокое знание предметов. И в предметной школе мы до сих пор лидируем. В международных исследованиях по естественно-научной и математической грамотности наши ребята в десятке лидеров. Провалы начинаются там, где нужно применить полученные знания в решении конкретных жизненных задач, мыслить и действовать в реальном мире. Чтобы это исправить, необходим переход к современным технологиям и методам обучения. Возврат назад будет означать, что мы отстаём от современного мира, меняющегося, выдвигающего новые требования к нашим ребятам. В частности, нельзя отказываться от ЕГЭ, дающего возможность всем поступать в вузы.

 Источник: http://www.aif.ru